Можно ли брать еду на кладбище
- Обновлено: 27 сентября 2016 г.
- Просмотры: 32987
Целые поколения белорусов привыкли и следуют определенным правилам посещения захоронений, установившимся за последние десять, двадцать, пятьдесят лет. Мало кто из нас может объяснить смысл и истоки этих традиций, однако мы уверенно соблюдаем их из года в год и передаем уже новым поколениям.
Одной из них является традиция приносить еду на кладбище. Как она появилась в нашей жизни и все ли правильно мы делаем? Попробуем ответить на этот вопрос.
Итак, практически каждая семья, отправляясь на кладбище, берет с собой запас еды. Насколько большой – это вопрос другой, но редко кто в Беларуси, да и у наших соседей в России, не берет ее с собой. Каким же образом мы объясняем привычку брать еду на кладбище?
В каких случаях наши предки приносили еду на кладбище?
Самое очевидное объяснение этому можно найти в древней истории, когда наши предки чествовали и поминали умерших обильными возлияниями на месте захоронения. Назывался этот ритуал тризна, а первые упоминания о нем в Повести временных лет относятся к X веку н. э. В настоящее время термин тризна безнадежно устарел и только в очень редких случаях используется в качестве поэтического синонима слову поминки. Кроме оплакивания (поминовения) усопшего, этот языческий ритуал включал в себя обильное пиршество и военные игрища, нередко со смертельным исходом. С приходом на Русь Христианства тризна полностью потеряла свою актуальность и, хоть и не была забыта, но как обряд оплакивания практически исчезла.
После того, как произошла христианизация Руси, суть и смысл похоронных ритуалов изменились, хотя отголоски древних языческих времен сохранились и по сей день. Например, календарь древних славян, в котором неделя состояла из девяти суток, а месяц из сорока, был перенесен на отсчет поминовений – 9 дней и 40 дней соответственно. И все же, застолье на кладбище как поминальная церемония не существовала. И тогда, и сейчас верующим предписывалось поминать усопших прежде всего молитвами, а не едой и уж тем более не водкой и другими спиртными напитками.
Небольшим исключением можно считать обычай, о котором мы уже писали ранее. Дело в том, что для большинства крестьянских семей в России поездка на кладбище, особенно на пасхальную службу, представляла собой долгую и небезопасную дорогу в сельскую церковь из окрестных деревень. Поскольку время возвращения домой выпадало на поздний вечер или даже ночь, крестьяне часто оставались до утра на кладбище, на могиле близких родственников. Вполне логично было использовать в качестве пищи еду, освященную в церкви. Это могли быть пасхальные куличи или яйца, разложенные на рушниках.
Данная традиция успешно перешла в наше время. Сегодня после всенощной в церквях часто организуются столы с угощениями как для храмовых сотрудников, так и для всех желающих. В первую очередь это престарелые люди или женщины, нуждающиеся в горячем питье после пасхального богослужения. Подчеркнем это: пища принимается после пасхальной службы, а не при обычном посещении кладбища.
Советские времена: сколько еды брать на кладбище?
Что же произошло в прошлом веке? Сегодня принято считать, что пьянство на кладбище было вызвано насаждением атеизма среди населения страны. Другими словами, большевики якобы предложили заменить поминальную молитву поминальным застольем, и все население многонациональной страны вдруг с этим согласилось. Думается, что все это не совсем так. Причин скорее всего было несколько, и вряд ли они были столь радикальными.
Прежде всего, у населения установился сценарий наиболее типичного посещения кладбища. Обычно на могилы люди выезжали весной или осенью, чаще всего семьями. Естественно, после большого перерыва в посещениях работы было много: прополоть землю от сорняков, высадить цветы, очистить памятник и убрать мусор, покрасить металлическую оградку и т. д. В некоторых случаях подобным образом приводились в порядок сразу несколько могил. Времени и усилий на это уходило много, отсюда и вполне логичное (с точки зрения советского человека) желание взять с собой еду «для перекуса». Ну а какой перекус без «стаканчика»?
Вот собственно и весь сюжет. Пока что все выглядит вполне пристойно. Но вспомните о том, как часто на могиле вы выплескивали рюмку с водкой на могилу или оставляли ее у изголовья вместе с кусочком хлеба или бутерброда. Понять причину этого явления достаточно сложно. Скорее всего имело место «вирусное» распространение якобы принятого обычая оставлять после себя угощение для умершего. Возможно в корне этого лежит также и воинская традиция выпивать «фронтовые сто грамм» на могиле боевого товарища и выплескивать на нее последние капли из фляги. В семидесятые – девяностые годы прошлого века, когда еще были живы наши деды-ветераны, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль сделать замечание по этому поводу.
Для поколения 60-х, 70-х и 80-х годов негативное отношении к традиции подобного поминовения отсутствовало начисто, конечно, если не начинались излишества. Не знаю, как в целом по стране, но на моей памяти таких случаев не было. И до сих пор мне интересно, зачем еще нам предлагают приобрести и установить на участке с захоронением скамейки со столиками?
Нам бы не хотелось подобным изложением фактов противопоставлять обычай приносить еду на кладбище церковным правилам поминовения умершим. Более того, по нашим личным наблюдениям, еда и водка на кладбище уверенно уходят из привычек наших соотечественников. Личные автомобили позволяют нам посещать кладбища чаще. Это снижает объемы работ на кладбище и накладывает соответствующие требования к водителям. Поэтому застолье на могиле сегодня встречается достаточно редко.
Официальная позиция церкви относительно еды на кладбище
Вернемся к началу. Любая христианская церковь выступает категорически против еды на кладбище, особенно – против распития спиртных напитков. Все, что необходимо душе усопшего, это ваши молитвы и поминовения в храме и дома.
Аналогичным образом рассматривается оставление на могиле еды и спиртных напитков. Причина такой позиции проста: усопшему пища не нужна, поскольку материальное тело прекратило свое биологическое функционирование. Душа же по ту сторону от нас уже не требует для себя никаких материальных благ, в первую очередь еды. Поэтому подношения на могилу с точки зрения церкви – это ничто иное, как языческие ритуалы. Отсюда и соответствующее – весьма резкое негативное отношение.
Носите еду на кладбище правильно
И все-таки хотелось бы высказать несколько мыслей по поводу того, когда уместно брать с собой еду при посещении кладбища. Дело в том, что существуют ситуации, когда это не только возможно, но и приветствуется. Речь идет о милостыне. Это не совсем популярное у нас деяние, которое, между тем, является одним из высших проявлений духовной добродетели.
Если на территории кладбища находится церковь или часовня, по выходным дням у входа нередко можно встретить нищих, «бомжей» или попрошаек. Как правило, эти люди просят у прохожих денег. Однако глупо предполагать, что в столь бедственном положении они могут хоть сколь-нибудь разумно распорядиться ими (или распорядиться вообще). Поэтому лучший способ помочь им – дать еду. Это будет одновременно проявлением доброты и любви к этим несчастным и не станет потаканием их грехам, например, пьянству.
Это может быть еда, оставшаяся от поминального стола, или продукты, купленные в магазине. Главное – отдать их с открытым сердцем, искренне, с надеждой на то, что они пойдут во благо просящему, принесут ему радость. И тогда он или она с благодарностью помолится об умершем, и эта молитва, возможно, принесет душе благо и поможет ей достичь Царствия Небесного.
Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала
- Памятники из гранита 404 компании
- Ритуальные услуги 133 компании
- Ритуальные магазины 123 магазина
- Благоустройство могил 216 компаний
- Поминальная трапеза 85 заведений
- Искусственные цветы 21 компания
- Медальоны на памятник 9 компаний
- Катафальный транспорт 23 компании
- Обработка камня 6 компаний
- Арборист на кладбище 9 компаний
- Скульптура на могилу 2 компании
- Кремация животных 2 компании
- Бронза на памятник 1 компания
- Памятники оптом 17 компаний
-
Похоронное бюро Пахаванне, Минск
Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.
-
ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно
Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения
-
Мастерская Небеса, Гродно
Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.
-
ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно
Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции
-
ООО Грин-Стоун, Минск
Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.
2. любовь @ 1 мая 2019 г. в 14:37
братья еду на кладбищах нельзя потому что у неё Аура мёртвая
1. Диана @ 28 апр 2019 г. в 09:42
А вот к примеру кто-то съедает ее? Можно ли им это делать, ведь оставили еду на могилке...