Рельеф как один из основных видов скульптуры

  • Обновлено: 20 июля 2015 г.
  • Просмотры: 14246

Слово рельеф происходит от латинского глагола relevo, что означает «поднимать». Создание на памятнике скульптуры в виде рельефа создает впечатление приподнятости изображения над поверхностью камня.

Фактически же, резчик по камню или по дереву выбирает определенные части плоскости, оставляя нетронутым будущий рельеф. Эта работа требует немалого умения, большого времени и отличного владения резцом. Если считать это недостатками, то к достоинствам техники художественного рельефа можно отнести:

  • отсутствие необходимости формирования задника скульптуры;
  • повышенную прочность скульптуры, особенно в сравнении с вырезанными из камня фигурами.

При использовании таких материалов, как метал, глина, штукатурка или керамика, рельеф может быть добавлен или выдавлен из плоскости, а монументальные барельефы из бронзы производятся методом отливки.

В зависимости от высоты рельефного изображения, различают его виды с использованием итальянской или французской терминологии:

  • горельеф (итал. alto-rilievo – высокий рельеф) – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более чем на 50%, и часто имеющее элементы, частично отделенные от плоскости;
  • барельеф (итал. basso-rilievo – низкий рельеф) – скульптурное изображение выступает над поверхностью камня не более чем наполовину
  • койланаглиф (фр. en creux) – рельеф имеет углубленный контур и выпуклое скульптурное изображение
  • контррельеф (итал. cavo-rilievo) – рельеф-негатив или углубленный рельеф

В современной монументальной скульптуре наиболее часто используются техники горельефа и барельефа и их вариации. Впрочем, это совершенно не означает, что другим видам рельефной скульптуры не осталось места в современном искусстве. Рассмотрим их более подробно.

Барельеф или низкий рельеф

Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.

Древнеегипетский барельеф
Древнеегипетский барельеф

Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде – краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.

Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.

В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.

Барельефы буддийского храма в Индии
Барельефы буддийского храма,
Восточная Индия

Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.

Горельеф

Рельефные скульптуры, в которых над плоскостью находится не менее половины объема, впервые наиболее заметно появились в искусстве Древней Греции. Часто это были практически самостоятельные скульптуры, отделенные от поверхности камня и пересекавшиеся друг с другом для создания полного эффекта глубины.

Горельефы греческих и римских саркофагов изготавливались методом высверливания, без стамесок. Их композиции максимально насыщались фигурами и персонажами – например, Саркофаг Людовизи. Средневековье ознаменовало полное распространение техники высокого рельефа, особенно у греков. В эпоху Ренессанса горельефам была дана вторая жизнь. Особенно заметно было их использование в погребальном искусстве, позднее – в неоклассических фронтонах и городских памятниках.

Горельеф времен Древней Греции
Горельеф времен Древней Греции

В индуистской монументальной скульптуре горельефы соседствовали с барельефами, не сильно уступая им в популярности. Группа храмов в Кхаджурахо – самый очевидный пример использования техники высокого рельефа индийскими скульпторами.

Контррельеф и койланаглиф

Данные виды рельефа не получили глобального распространения в погребальном искусстве. Отдельные цивилизации, например, Древний Египет, использовали углубленный рельеф достаточно широко, но за пределами этого государства данный вид скульптуры значимого распространения не получил.

Различные виды рельефов часто используются в изготовлении памятников на могилу и в качестве накладных элементов для них, а также в создании ритуальных и мемориальных табличек, в том числе для колумбарной стены или семейного колумбария. Менее трудоемкий и, соответственно, более доступный барельеф как нельзя лучше подходит для оформления надгробия или гранитной плиты. Эта техника прекрасно используется как для создания динамических ростовых скульптур, так и для небольших, «бюстовых» форматов.

Компанию, которая изготоваливает надгробные памятники в вашей области, вы найдете в разделе Изготовление памятников нашего ритуального справочника


Комментарии

К посту «Рельеф как один из основных видов скульптуры» комментариев пока нет

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут

Лучшие ритуальные компании Беларуси

  • Пахаванне, Минск
    Похоронное бюро Пахаванне, Минск

    Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Дубровно Сервис, Дубровно
    ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно

    Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Мастерская Небеса, Гродно
    Мастерская Небеса, Гродно

    Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.

    • Рейтинг компании:
      (88.1%)
  • Ритуал-Элит, Гродно
    ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно

    Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции

    • Рейтинг компании:
      (88%)
  • Грин-Стоун, Минск
    ООО Грин-Стоун, Минск

    Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.

    • Рейтинг компании:
      (87.1%)

Информация покупателю

Полимерные вазы на кладбище