Смерть и смертная память

  • Обновлено: 17 июля 2015 г.
  • Просмотры: 4122

С древнейших времен каждый человек живет в мучительном страхе своей неизбежной смерти. Эту боязнь вызывает непонимание как самого явления, так и того, что ждет каждого из нас после кончины. Философия и религия дают разные ответы на эти вопросы.

Этой статьей мы откроем серию публикаций, посвященных смерти. Что это такое, как ее воспринимать, стоит ли бояться и можно ли избежать – вот лишь некоторые из вопросов, которые мы планируем осветить.

Тема смерти и бессмертия волнует человечество с давних времен – еще философы-стоики Древнего Рима пытались понять идею смерти и сформулировать правильное отношение к ней. Сенека и Марк Аврелий считали смерть частью общего мирового устройства и зеркальной стороной жизни. Именно поэтому древнеримские философы полагали, что смерти бояться не стоит и в своих работах советовали встречать ее со всем полагающимся мужеством.

В качестве аргументов в пользу своей теории стоики использовали посыл о том, что смерть влечет за собой только два возможных «сценария»:

  1. Являясь абсолютным пределом человеческой жизни, смерть не оставляет после себя ровным счетом ничего. Соответственно, нет ни страданий, ни переживаний.
  2. Смерть являет собой переход души в иное состояние. Духовное бытие не прерывается, а перерождение всего на всего означает новые эмоции.

Так или иначе, мгновенный характер смерти – по убеждениям древнеримских философов – не должен был оставить человеку возможности почувствовать ее саму или ее последствия. Таким образом, древним мыслителям оставалось только найти способ примирить своих читателей или слушателей с неизбежностью смерти, как естественного явления природы.

Древнеримский философ-стоик Марк Аврелий
Философ Марк Аврелий считал,
что в смерти нет зла

Безусловно, в наше время такое объяснение вряд ли успокоило большинство из нас, но не стоит забывать, что в I-II веках нашей эры жизнь человека нередко являлась мелкой разменной монетой. Воины, гладиаторы, преступники, да и простолюдины нуждались в простой и понятной теории, позволявшей расставаться с жизнью «без страха и упрека». Впрочем, поборов страх перед самой смертью все же надо было суметь побороть страх ее ожидания. Но это, как говорится, была совсем другая история.

К слову сказать, для древних греков понятия смерть и убийство практически были тождественны. Даже оба эти слова имели одинаковые корни. Это лишний раз подтверждает постулат о том, что для древних смерть была совершенно противоестественным явлением, своего рода насилием над жизнью. Насколько терапия в виде стоической философии могла справиться со столь устоявшимися в психологии человека страхами – особый вопрос. Можно предположить, что наивность и необразованность наших предков помогала им справляться с ужасом понимания неизбежного.

С началом возникновения Христианства человечество смогло получить третий вариант ответа на вопрос о том, чего можно ожидать после смерти: посмертные муки в аду. В этой перспективе схожесть греческих слов «смерть», «казнь» и «убийство» обретает еще большую осмысленность. Для христиан, впрочем, смерть – это также убийство живого человека, поскольку «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия (Прем. 1: 13–14)». Согласно религиозным канонам, смерть знаменует собой отпадение человека от Бога, являясь «венцом» его греховности и одновременно наказанием за первое Адамово преступление.

Христианство учит нас тому, что смерть, подобная смерти Христа, является победой над смертью в традиционном смысле этого слова. Парадокс состоит в том, что смерть греха и порожденной им кончины возможны только через терпение, жертвенность и принятие креста. Церковь не отрицает тленность нашего мира, но дает нам силы принять ее и увидеть то, что ждет каждого из нас в будущем.

В заключение нельзя не упомянуть о смертной памяти, смысл которой необходимо понять и принять каждому христианину. Немногие из умерших смогли достойно подготовиться к своей смерти. Еще больше людей умирает, не успев даже покаяться в своих грехах, не познав ни Бога, ни самих себя, ни своей участи. Именно поэтому, и пока мы живы, и только пока мы живы, можно покаянием, верой и крестом побороть смерть и вернуть себе утраченный рай.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника


Комментарии

К посту «Смерть и смертная память» комментариев пока нет

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут

Лучшие ритуальные компании Беларуси

  • Пахаванне, Минск
    Похоронное бюро Пахаванне, Минск

    Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Дубровно Сервис, Дубровно
    ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно

    Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Мастерская Небеса, Гродно
    Мастерская Небеса, Гродно

    Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.

    • Рейтинг компании:
      (88.1%)
  • Ритуал-Элит, Гродно
    ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно

    Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции

    • Рейтинг компании:
      (88%)
  • Грин-Стоун, Минск
    ООО Грин-Стоун, Минск

    Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.

    • Рейтинг компании:
      (87.1%)

Информация покупателю

Полимерные вазы на кладбище