Тризна

  • Обновлено: 10 августа 2015 г.
  • Просмотры: 8740

Многим из нас известно слово Тризна, однако немногие полностью понимают его смысл. Тризна – это древнеславянский поминальный обряд, длившийся три дня. Он включал в себя поминальное пиршество и военные игрища.

Поминальный обряд, с помощью которого древние славяне провожали усопшего в иной мир, назывался Тризна. Славяне справляли его, следуя самым древним традициям, поверьям и ритуалам. Отмечалась Тризна в течение трех дней.

Тризна: значение и происхождение слова

При разборе слова тризна по составу, выделяется корень три. Он означает, что человек одинаково принадлежит трем мирам: Земному, Подземному и Небесному, и имеет право свободно путешествовать между ними после смерти. Число 3 во многом символично для данного мероприятия. Например, оно означает и количество дней в нем.

Вариантов перевода слова тризна со старобелорусского языка достаточно много: «подвиг», «состязание» или «поминальное пиршество».

Существует несколько  интересных сходств в других европейских языках:

  • Тризна (русский) – погребальный обряд,
  • Thrène (с французского) означает погребальный плач,
  • Treno (испанский язык) обозначает погребальное пение,
  • Threnody (с английского) также означает погребальное пение и плач,
  • Thrēnos (греческий) – как и большинство примеров обозначает плач.
Войска тризна после игрищ
Войска тризна после игрищ

Существовало несколько видов тризны:

  • Войска тризна – справлялась при смерти воина,
  • Боярская тризна – смерть боярина, мудрого селянина,
  • Мирская тризна – в память об общиннике (члене селянского управления),
  • Мальская тризна – тризна в память о ребенке (не следует путать с игрой детская тризна)
  • Родовая тризна – смерть родича,
  • Людская тризна – справлялась в смерть чужого человека, например, приезжий купец заболел и умер. Никого из родных и знакомых нет.

Славянский обряд тризна состоял из нескольких этапов:

  • оплакивание,
  • пиршество,
  • игрища.

Кроме того, обряд включал в себя умывание покойного и одевание его в самые чистые и дорогие ему одежды.

1 день обряда: подготовка умершего

Сразу после смерти покойного оставляли в той одежде, в которой он умер, и заносили в дом на прощание с семьей. В этот день вся семья прощалась с усопшим – за исключением беременных женщин. Всем беременным в селении (даже если они являлись родственницами) запрещалось присутствовать на похоронах и тризне, участвовать в омовении тела даже прикасаться к нему и смотреть на его.

Затем покойного умывали и одевали в самые лучшие одежды. Это должны были делать только взрослые замужние женщины, не являвшиеся родственницами умершему. Таким нехитрым способом наши предки огораживали от «контактов» со смертью молодых людей.

Пока усопший находился в доме, производились некоторые действия, согласно древним верованиям имевшие определенный смысл:

  • Из потолка доставали одну доску, покойнику расстегивали одежду, а входную дверь открывали. Считалось, что это помогает душе выйти из мертвого тела.
  • На стол ставили сосуд с водой. Считалось, что душе необходимо умыться, после того, как она покинула тело. Затем воду выливали, а сосуд сжигали.
  • На порог дома клали еловые ветви – чтобы не допустить смерть в жилище.

В первый день также готовилась большая часть блюд для поминальной стравы. В список обязательно входили кутья и холодные постные блины. Кисель готовился прямо перед застольем. Приготовлением всех этих блюд также занимались исключительно взрослые женщины.

2 день Тризны: поминальная страва

В этот день готовилось большое пиршество. В качестве места для его проведения выбиралось возвышение – курган или холм. На возвышении устанавливался поминальный стол. Первыми за него усаживались самые близкие родственники покойного, затем дальние родственники и друзья.

Детей и молодежь, как уже упоминалось ранее, старались огородить от смерти, поэтому их либо сажали в самый дальний конец стола, либо для них устанавливался отдельный маленький столик.

Блюда на тризну выбирались в соответствии с древними ритуальными традициями славян. На столе во время поминальной стравы всегда находилась кутья нескольких видов, постные блины и кисель. Эти блюда гости должны были съесть обязательно. Если на столе присутствовали пироги, то их никогда не разрезали ножом. Гости должны были разламывать их руками. Делалось это для того, чтобы из пирогов шел хлебный пар, принадлежащий душам умерших. Есть и другие объяснение этому странному обычаю: колющие на столе во время поминок изымались, чтобы «не уколоть покойника», но чаще – чтобы не спровоцировать конфликты и драки с использованием ножей.

Поминальное застолье проводилось спокойно и тихо. Смех за столом был слышен крайне редко, поскольку существовало поверье о том, что засмеявшийся на тризне вскоре должен был получить известие о смерти близкого человека. Еще одним правилом категорически запрещалось пользоваться чужими приборами.

После стравы начиналось оплакивание покойного. Родные и близкие рассказывали за столом истории из его жизни. Причем, вспоминали об усопшем только хорошее. Дети на этой части Тризны отсутствовали. Вся страва длилась до конца ночи.

3 день Тризны: боевые игрища

Если умерший был воином, погибшим в бою за свой род, это считалось великим подвигом, и во время тризны его братья по оружию инсценировали сражения, в которых участвовал погибший. В этом своеобразном спектакле роль самого усопшего «исполнял» его самый близкий товарищ.

Чтобы сражения выглядели наиболее правдоподобными, воины одевали доспехи. Однако за столом они сидели в обычной одежде. Для того, чтобы переодеться перед игрищем, они вставали из-за стола и готовились к выступлению.

Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу
Чур – деревянная статуя, охранявшая могилу

После окончания поминального пиршества и военных побоищ, место, где проводился обряд, засыпали песком, чтобы скрыть следы поминальной трапезы. На этом месте, в память об усопшем, ставили чур – деревянную статую-оберег.

Тризна, как древнеславянский ритуальный обряд, давно забыт. После введения Христианства на Руси начали справлять поминки. И все же, некоторые традиции сохранились вплоть до наших времен. Так, на стол до сих пор подают кутью и постные блины, пирог ломают руками, а жизнь и поступки усопшего вспоминают только самыми добрыми словами.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала


Комментарии

К посту «Тризна» комментариев пока нет

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут

Лучшие ритуальные компании Беларуси

  • Пахаванне, Минск
    Похоронное бюро Пахаванне, Минск

    Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Дубровно Сервис, Дубровно
    ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно

    Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Мастерская Небеса, Гродно
    Мастерская Небеса, Гродно

    Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.

    • Рейтинг компании:
      (88.1%)
  • Ритуал-Элит, Гродно
    ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно

    Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции

    • Рейтинг компании:
      (88%)
  • Грин-Стоун, Минск
    ООО Грин-Стоун, Минск

    Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.

    • Рейтинг компании:
      (87.1%)

Информация покупателю

Полимерные вазы на кладбище