Катастрофа Ту-154 ВКС России над Черным морем
- Обновлено: 26 декабря 2016 г.
- Просмотры: 3023
В России продолжается череда трагических событий. Вслед за гибелью посла в Турции Андрея Карлова произошла новая трагедия: 25 декабря в районе Сочи потерпел аварию и разбился пассажирский лайнер Ту-154 Воздушно-Космических Сил России. На борту самолета находились 64 участника Академического ансамбля песни и пляски им. Александрова (практически весь хор и большая часть оркестра баянистов и балалаечников) во главе с руководителем, генерал-лейтенантом Валерием Халиловым.
Ансамбль Александрова направлялся в Сирию для участия в новогоднем концерте для российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим. Артистов сопровождали девять представителей СМИ – телеканалов НТВ, Звезда и Первый канал. На борту Ту-154 также находился директор департамента культуры МО РФ Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова.
Наиболее известным пассажиром разбившегося рейса была Елизавета Глинка – известный российский врач-паллиатолог, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» и член Совета при Президенте России по правам человека (СПЧ). Елизавета Глинка сопровождала груз гуманитарной помощи и лекарств, направлявшийся для госпиталя при университете Латакии.
Самолет Ту-154Б-2 с бортовым номером RA-85572 совершал рейс по маршруту Чкаловский (Россия) – Хмеймим (Сирия) с дозаправкой топливом в Сочи. Воздушное судно было построено на Куйбышевском авиазаводе под номером 83A572 в 1983 году и на момент аварии имело налет 6689 часов. Последний ремонт Т-154Б-2 прошел в декабре 2014 года, следующий плановый ремонт был запланирован на 2018 год, когда должно было быть принято решение о дальнейшей эксплуатации самолета. Согласно бортовой документации, средняя продолжительность полета разбившегося борта составляла 1,6 часа. Самолет по большей части летал на средние расстояния и эксплуатировался в щадящем режиме.
Авария произошла примерно через две минуты после взлета. Внезапно прервалась связь с экипажем, и борт практически сразу пропал с экранов радаров. Поисковые работы начались оперативно и дали результаты практически сразу. Примерно в 7-8 километровой прибрежной зоне на воде были найдены маслянистые пятна и останки самолета. На расстоянии 12-14 км от берега были найдены личные вещи пассажиров, первое тело нашли всего в 6 километрах от берега. Вскоре было найдено место крушения и сам самолет. Он находится на глубине 50-60 метров на расстоянии 1500 метров от берега. Вероятность нахождения спасшихся фактически исключается.
На момент написания данной статьи в разработке находилось несколько основных версий происшествия:
- отказ бортового оборудования
- ошибка пилотирования
- теракт
Попробуем подробнее рассмотреть эти версии и дать им свои оценки.
Отказ оборудования
Разбившийся самолет Ту-154 имел модификацию Б-2. Этот вариант является самой массовой модификацией базовой версии – 382 построенных самолета и дооборудованные до этого уровня варианты Б и Б-1. По нашим оценкам, в разное время эксплуатировалось порядка 450 самолетов Ту-154Б-2 – построенных и модернизированных.
Конструктивно линейка Ту-154Б отличалась от базовой модификации Ту-154А усиленной конструкцией крыла, дополнительным топливным баком в фюзеляже и аварийными выходами в хвосте. Авионика прошла несколько уровней модернизации, лайнер получил автопилот, позволивший проводить полеты в полностью автоматизированном режиме.
В 1986 году производство модификации Б-2 было завершено. Последними гражданскими эксплуатантами самолета в 2011 году стали российские авиакомпании Кавминводыавиа, Оренбургские и печально известная Когалымавиа. С 2012 года единственным оператором Ту-154Б-2 являются Военно-космические силы (ВКС) Российской Федерации.
«Сто пятьдесят четвертый» стал самым массовым советским самолетом, и его высокая аварийность (73 потерянных борта) легко объясняется невероятной интенсивностью летной эксплуатации этого небесного трудяги. Отсутствие явных технических проблем и отличное знание самолета экипажами не позволяет выдвигать данную версию в разряд приоритетных.
Многие источники упоминают возможность попадания птицы или другого постороннего объекта в двигатель самолета. Это не стоит исключать, однако для трехдвигательного Ту-154 отказ одного из силовых агрегатов не является фатальной ситуацией. Кроме этого фактор внезапности не характерен для столкновений с птицами: как правило в таких случаях экипаж имеет возможность связаться с землей и сообщить о происшествии. Еще одно: на момент потери связи борт находился на достаточно высокой для столкновения с птице высоте.
Техническая исправность вполне могла иметь место, однако специфика аварии и ее внезапность предполагают достаточно сложный характер технического отказа. Кроме этого, для самолета МО РФ, работавшего далеко не на износ, и получавшего регулярное квалифицированное техническое обслуживание, отказ оборудования вряд ли можно считать основной причиной аварии.
Ошибка пилотирования
По мнению некоторых летчиков, имевших опыт работы на Ту-154, этот самолет излишне сложен для интенсивного использования в пассажирских перевозках. Кроме этого, считается, что его технические особенности требуют высокой квалификации летного состава и технического персонала.
Вряд ли стоит излишне серьезно относиться к подобным заявлениям в адрес «рабочей лошадки» Аэрофлота, произведенной в количестве 918 машин и проработавшей на советских и российских авиалиниях 38 лет. За это время был накоплен огромный опыт эксплуатации «тушек», который передавался не одному поколению летчиков гражданской авиации.
Погода в районе Адлера на момент взлета была благоприятной, видимость отличной.
Налет командира воздушного судна №85572 летчика первого класса Романа Волкова составил 3000 часов. Много это или мало? Для сравнения, минимальный налет летчика коммерческой авиации составляет – в зависимости от страны – 200-250 летных часов. Умножьте 3000 часов на особые требования к летному составу МО РФ вообще и к летчикам специального 223 летного отряда МО РФ в частности. Безусловно, человеческий фактор в подобных ситуациях исключать нельзя, но в данном происшествии его вряд ли можно поставить на первое место.
C учетом перечисленных выше фактов можно с уверенностью полагать, что экипаж и машина могут являться виновниками аварии только в случае экстраординарной нештатной ситуации или критического отказа бортовых систем, повлекший практически мгновенное разрушение самолета в воздухе.
Теракт?
В настоящее время теракт не является основной рассматриваемой версией аварии Ту-154Б-2 ВКС России. Прежде всего, борт 85572 имел «военную» приписку и отправлялся в район боевых действий. Это, очевидно, накладывало особые требования к обеспечению безопасности его полета. Маловероятным является возможность отследить борт и быть готовым к закладке взрывного устройство во время посадки для дозаправки.
К тому же, посадка для дозаправки первоначально планировалась в Моздоке и в последний момент была перенесена в Адлер из-за погодных условий. Это сводит вероятность теракта к нулю, но все-же такая возможность рассматривается.
Что же это было?
По заявлению начальника службы безопасности полетов ВКС РФ Сергея Байнетова, плановые регламентные работы для борта 85572 выполнялись в сентябре этого года. Самолет был технически исправен, а экипаж имел всю необходимую подготовку и опыт полетов в данном направлении.
Тем временем создан комитет по расследованию причин аварии, а на ее месте работает беспрецедентно большое количество людей и техники: 10 судов МЧС, оснащенных гидролокаторами, 7 самолетов, 12 вертолетов и 20 БПЛА. В поисковой операции задействовано более 3 тыс. человек, включая 109 водолазов.
По оценкам специалистов, погодные условия позволят поднять на поверхность останки самолета в течение 7-10 дней.
В России 26 декабря объявлено днем траура. Официальные соболезнования Президенту России и родственникам погибших направили Беларусь, Польша, Германия, Латвия и многие другие страны.
Ритуальный каталог
- Памятники из гранита 404 компании
- Ритуальные услуги 133 компании
- Ритуальные магазины 123 магазина
- Благоустройство могил 216 компаний
- Поминальная трапеза 85 заведений
- Искусственные цветы 21 компания
- Медальоны на памятник 11 компаний
- Катафальный транспорт 24 компании
- Обработка камня 6 компаний
- Арборист на кладбище 9 компаний
- Скульптура на могилу 2 компании
- Кремация животных 2 компании
- Бронза на памятник Компания Голд Декор
- Памятники оптом 17 компаний
Лучшие ритуальные компании Беларуси
-
Похоронное бюро Пахаванне, Минск
Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.
-
ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно
Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения
-
Мастерская Небеса, Гродно
Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.
-
ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно
Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции
-
ООО Грин-Стоун, Минск
Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.