Катастрофа Ту-154 ВКС России над Черным морем

  • Обновлено: 26 декабря 2016 г.
  • Просмотры: 3023

Ту-154 ВКС России потерпел аварию и разбился через две минуты после взлета из аэропорта Адлер. Самолет направлялся в сирийскую Латакию, на борту находились 64 пассажира и 8 членов экипажа

В России продолжается череда трагических событий. Вслед за гибелью посла в Турции Андрея Карлова произошла новая трагедия: 25 декабря в районе Сочи потерпел аварию и разбился пассажирский лайнер Ту-154 Воздушно-Космических Сил России. На борту самолета находились 64 участника Академического ансамбля песни и пляски им. Александрова (практически весь хор и большая часть оркестра баянистов и балалаечников) во главе с руководителем, генерал-лейтенантом Валерием Халиловым.

Ансамбль Александрова направлялся в Сирию для участия в новогоднем концерте для российских военнослужащих на авиабазе Хмеймим. Артистов сопровождали девять представителей СМИ – телеканалов НТВ, Звезда и Первый канал. На борту Ту-154 также находился директор департамента культуры МО РФ Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова.

Наиболее известным пассажиром разбившегося рейса была Елизавета Глинка – известный российский врач-паллиатолог, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» и член Совета при Президенте России по правам человека (СПЧ). Елизавета Глинка сопровождала груз гуманитарной помощи и лекарств, направлявшийся для госпиталя при университете Латакии.

Самолет Ту-154Б-2 с бортовым номером RA-85572 совершал рейс по маршруту Чкаловский (Россия) – Хмеймим (Сирия) с дозаправкой топливом в Сочи. Воздушное судно было построено на Куйбышевском авиазаводе под номером 83A572 в 1983 году и на момент аварии имело налет 6689 часов. Последний ремонт Т-154Б-2 прошел в декабре 2014 года, следующий плановый ремонт был запланирован на 2018 год, когда должно было быть принято решение о дальнейшей эксплуатации самолета. Согласно бортовой документации, средняя продолжительность полета разбившегося борта составляла 1,6 часа. Самолет по большей части летал на средние расстояния и эксплуатировался в щадящем режиме.

Авария произошла примерно через две минуты после взлета. Внезапно прервалась связь с экипажем, и борт практически сразу пропал с экранов радаров. Поисковые работы начались оперативно и дали результаты практически сразу. Примерно в 7-8 километровой прибрежной зоне на воде были найдены маслянистые пятна и останки самолета. На расстоянии 12-14 км от берега были найдены личные вещи пассажиров, первое тело нашли всего в 6 километрах от берега. Вскоре было найдено место крушения и сам самолет. Он находится на глубине 50-60 метров на расстоянии 1500 метров от берега. Вероятность нахождения спасшихся фактически исключается.

Первые фото с места крушения борта 85572 ВКС России в Черном море
Первые фото с места крушения борта 85572
ВКС России в Черном море

На момент написания данной статьи в разработке находилось несколько основных версий происшествия:

  • отказ бортового оборудования
  • ошибка пилотирования
  • теракт

Попробуем подробнее рассмотреть эти версии и дать им свои оценки.

Отказ оборудования

Разбившийся самолет Ту-154 имел модификацию Б-2. Этот вариант является самой массовой модификацией базовой версии – 382 построенных самолета и дооборудованные до этого уровня варианты Б и Б-1. По нашим оценкам, в разное время эксплуатировалось порядка 450 самолетов Ту-154Б-2 – построенных и модернизированных.

Конструктивно линейка Ту-154Б отличалась от базовой модификации Ту-154А усиленной конструкцией крыла, дополнительным топливным баком в фюзеляже и аварийными выходами в хвосте. Авионика прошла несколько уровней модернизации, лайнер получил автопилот, позволивший проводить полеты в полностью автоматизированном режиме.

В 1986 году производство модификации Б-2 было завершено. Последними гражданскими эксплуатантами самолета в 2011 году стали российские авиакомпании Кавминводыавиа, Оренбургские и печально известная Когалымавиа. С 2012 года единственным оператором Ту-154Б-2 являются Военно-космические силы (ВКС) Российской Федерации.

«Сто пятьдесят четвертый» стал самым массовым советским самолетом, и его высокая аварийность (73 потерянных борта) легко объясняется невероятной интенсивностью летной эксплуатации этого небесного трудяги. Отсутствие явных технических проблем и отличное знание самолета экипажами не позволяет выдвигать данную версию в разряд приоритетных.

Многие источники упоминают возможность попадания птицы или другого постороннего объекта в двигатель самолета. Это не стоит исключать, однако для трехдвигательного Ту-154 отказ одного из силовых агрегатов не является фатальной ситуацией. Кроме этого фактор внезапности не характерен для столкновений с птицами: как правило в таких случаях экипаж имеет возможность связаться с землей и сообщить о происшествии. Еще одно: на момент потери связи борт находился на достаточно высокой для столкновения с птице высоте.

Техническая исправность вполне могла иметь место, однако специфика аварии и ее внезапность предполагают достаточно сложный характер технического отказа. Кроме этого, для самолета МО РФ, работавшего далеко не на износ, и получавшего регулярное квалифицированное техническое обслуживание, отказ оборудования вряд ли можно считать основной причиной аварии.

Ошибка пилотирования

По мнению некоторых летчиков, имевших опыт работы на Ту-154, этот самолет излишне сложен для интенсивного использования в пассажирских перевозках. Кроме этого, считается, что его технические особенности требуют высокой квалификации летного состава и технического персонала.

Вряд ли стоит излишне серьезно относиться к подобным заявлениям в адрес «рабочей лошадки» Аэрофлота, произведенной в количестве 918 машин и проработавшей на советских и российских авиалиниях 38 лет. За это время был накоплен огромный опыт эксплуатации «тушек», который передавался не одному поколению летчиков гражданской авиации.

Погода в районе Адлера на момент взлета была благоприятной, видимость отличной.

Налет командира воздушного судна №85572 летчика первого класса Романа Волкова составил 3000 часов. Много это или мало? Для сравнения, минимальный налет летчика коммерческой авиации составляет – в зависимости от страны – 200-250 летных часов. Умножьте 3000 часов на особые требования к летному составу МО РФ вообще и к летчикам специального 223 летного отряда МО РФ в частности. Безусловно, человеческий фактор в подобных ситуациях исключать нельзя, но в данном происшествии его вряд ли можно поставить на первое место.

C учетом перечисленных выше фактов можно с уверенностью полагать, что экипаж и машина могут являться виновниками аварии только в случае экстраординарной нештатной ситуации или критического отказа бортовых систем, повлекший практически мгновенное разрушение самолета в воздухе.

Теракт?

В настоящее время теракт не является основной рассматриваемой версией аварии Ту-154Б-2 ВКС России. Прежде всего, борт 85572 имел «военную» приписку и отправлялся в район боевых действий. Это, очевидно, накладывало особые требования к обеспечению безопасности его полета. Маловероятным является возможность отследить борт и быть готовым к закладке взрывного устройство во время посадки для дозаправки.

К тому же, посадка для дозаправки первоначально планировалась в Моздоке и в последний момент была перенесена в Адлер из-за погодных условий. Это сводит вероятность теракта к нулю, но все-же такая возможность рассматривается.

Что же это было?

По заявлению начальника службы безопасности полетов ВКС РФ Сергея Байнетова, плановые регламентные работы для борта 85572 выполнялись в сентябре этого года. Самолет был технически исправен, а экипаж имел всю необходимую подготовку и опыт полетов в данном направлении.

Тем временем создан комитет по расследованию причин аварии, а на ее месте работает беспрецедентно большое количество людей и техники: 10 судов МЧС, оснащенных гидролокаторами, 7 самолетов, 12 вертолетов и 20 БПЛА. В поисковой операции задействовано более 3 тыс. человек, включая 109 водолазов.

Сотрудники МЧС России переносят найденные на месте крушения предметы
Сотрудники МЧС России переносят
найденные на месте крушения предметы

По оценкам специалистов, погодные условия позволят поднять на поверхность останки самолета в течение 7-10 дней.

В России 26 декабря объявлено днем траура. Официальные соболезнования Президенту России и родственникам погибших направили Беларусь, Польша, Германия, Латвия и многие другие страны.

Обсудить статью на форумах

Комментарии

К посту «Катастрофа Ту-154 ВКС России над Черным морем» комментариев пока нет

Новый комментарий

Для редактирования комментария осталось 10 минут

Лучшие ритуальные компании Беларуси

  • Пахаванне, Минск
    Похоронное бюро Пахаванне, Минск

    Ритуальные услуги в Минске и Минском районе круглосуточно: достойные похороны по умеренным ценам. Выезд похоронного агента любое время суток. Предложим катафалк, копку могилы, ритуальный зал, большой выбор ритуальной продукции.

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Дубровно Сервис, Дубровно
    ЧТПУП Дубровно Сервис, Дубровно

    Продажа ритуальных принадлежностей, изготовление памятников и оград, установка памятников и оград, благоустройство мест захоронения

    • Рейтинг компании:
      (90%)
  • Мастерская Небеса, Гродно
    Мастерская Небеса, Гродно

    Изготовление памятников и надгробий из более чем 20 видов гранита и мрамора. Скульптуры - мраморные и из резного гранита. Бронза Vezzani, фотокерамика. Скидка 10% на все виды продукции при повторном обращении.

    • Рейтинг компании:
      (88.1%)
  • Ритуал-Элит, Гродно
    ЧТУП Ритуал-Элит, Гродно

    Ритуальный магазин предлагает к продаже гробы, кресты, венки, цветы одиночные и в букете, лампады, свечи, композции

    • Рейтинг компании:
      (88%)
  • Грин-Стоун, Минск
    ООО Грин-Стоун, Минск

    Компания «Грин-Стоун» имеет собственное производство и давнюю положительную репутацию в деле изготовления памятников и оград из натурального гранита. Большой опыт по монтажу памятников на кладбище и благоустройству мест захоронения.

    • Рейтинг компании:
      (87.1%)

Информация покупателю

Полимерные вазы на кладбище